Школа Радости

Год: 2022
Номинация: Коммуникации в благотворительности
Автор: Олеся Тринева, Менеджер
Дальневосточный банк ПАО Сбербанк, Владивосток

Проект по обучению музыки слабослышащих детей “Школа радости”

Автор проекта: Тринева Олеся

Сроки проекта:

Проект запущен 1 октября 2021 года, первый этап закончен 24 мая 2022 года.

Проект продлен до конца учебного года 2022-2023 гг.

Проблема

Нарушение слуха – не причина исключать музыку из жизни ребенка. Идея проекта – подарить возможность детям, имеющим нарушение слуха, мир звуков и музыки. Творчество – это радость, музыка дарит эмоции, открывает неизведанный мир звуков. На сегодняшний день для таких детей не предусмотрены уроки музыки по обучению игре на музыкальных инструментах. Мы ставили цель не только научить ребят играть на фортепиано, но и получать положительные эмоции в новом мире музыки.

Социальный эффект

Дети с нарушением слуха познают мир визуально и мир звуков для них открывается постепенно, после процесса имплантации. По сравнению с детьми, не имеющих таких особенностей развития, мир “не звучит” для них. Познание мира через звук – это мощное развитие и большой шаг как в социальном, эмоциональном, так и в интеллектуальном развитии. Уроки музыки направлены на гармоничное формирование личности ребенка, позволяют раскрыть дар каждого ребенка индивидуально.

Если глухого ребёнка не учить слушать, вслушиваться в речь, то с помощью аппаратов он будет воспринимать звучащую речь как какой-то хаос звуков и не будет понимать, к чему эти звуковые комплексы относятся.

Но если в течение многих лет проводить с глухим ребёнком систематические занятия по развитию не просто слуха, а именно речевого слуха, то у него сформируется слуховая – слухоречевая система. Дети начинают различать на слух звучания слов, узнавать на слух слова и фразы вне ситуации, выделять какие-то элементы слов, фраз, больших текстов. Они осмысливают то, что слышат, т.е. у них формируется слуховой образ слов – слуховой образ звучащей речи. Глухой ребёнок становится говорящим и понимающим собеседников; то, что он не может воспринять на слух, он восполняет с помощью зрения – ведь у него сформировалось слухо-зрительное восприятие.

То же происходит и с музыкальным слухом.

Находясь в пространстве, где играет музыка, необученный глухой ребёнок слышит какой-то нерасчленённый шум, не имеющий смысла.

Обучение музыке слабослышащих детей. Идея проекта родилась два года назад. Коллега, у которой есть слабослышащий ребенок, рассказала о том, что ее сын с большим удовольствием занимается с педагогом по игре на фортепиано. Однако, это достаточно дорого и существует проблема с педагогами музыки. Меня заинтересовала эта тема, я стала изучать литературу, встречалась с педагогами коррекционной школы и постепенно идея стала обрастать конкретными целями.

В первую очередь, предстояло решить, как я, волонтер, могу помочь в обучении музыке слабослышаших детей. Так появилась мысль, что необходимо найти единомышленников. Была собрана команда проекта, которая помогла определить пути реализации проекта:

  1. Определили категорию, которым мы можем помочь – ученики 1-3 классов Владивостокская специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад II вида
  2. Провели мониторинг научной и учебной литературы, выяснили, что нет единой и рекомендованной методики по обучению игры на фортепиано для детей с нарушениями слуха, есть научные статьи, которые описывают методы, которые можно применять при обучении с такими детками.  Уроки обучения игре на фортепиано проводились Л.В.Гущиной в период с 1994 по 2000 год, описана методика по обучению неслышащих детей, однако поддержки и дальнейшей реализации не получила. Также мы выяснили, что  музыкальные занятия, которые рекомендованы и проводятся при обучении слабослышащих детей, направлены, в первую очередь, на формирование вибрационной чувствительности, дети учатся слышать ритм, различать регистры, перемену темпа, ритма, звука.
  3. Провели мониторинг образовательных музыкальных учреждений, выяснили, что педагогов музыки не так и много, а имеющих опыт работы с детьми с нарушениями слуха, нет.
  4. Провели мониторинг стоимости услуг по обучению на музыкальных инструментах.
  5. Обратились к молодым – студентам музыкального факультета Дальневосточного государственного института искусств. Провели встречу, рассказали о нашей идеи и получили отклик от 5 студентов, готовых участвовать в проекте. Также оказалось, что одна их студенток, еще обучаясь в музыкальном колледже начала разрабатывать собственную методику работы с такими детьми. Это оказалось для нас большой радостью. Методика позволяла обучать детей как в индивидуальном, так и в групповом формате.
  6. Далее мы провели ряд встреч с сотрудниками школы и студентами, которым получили знания об особенностях работы со слабослышащими детьми. Также педагогами школы был проведен опрос среди учеников и их родителей о согласии обучению игре на фортепиано. 45 детей выразили желание обучаться музыке.
  7. Организовали сбор средств на оплату труда педагогов-студентов. Часть средств выделили ДВБ
  8. После полного сбора средств в октябре 2021 года приступили к реализации проекта – обучению игре на фортепиано учеников 1-3 классов

 

Текущие результаты

  • В период октябрь 2021-май 2022 года прошли обучение 43 ученика
  • В школу силами волонтеров Приморского отделения купили пианино
  • Устроили в музыкальную школу 1 девочку
  • Провели 4 концерта с участием наших учеников
  • Обучение ведется по авторской методике Софьи Василенко, студентки музыкального факультета ДВГИИ, разработанной специально под проект

Силами волонтеров организован сбор средств на оплату педагогам в 2022-2023 году

Результаты и оценка эффективности

В самом начале проекта мы не ставили целей. Нам было важно, чтобы проект оправдал свое название, чтобы ребята с нарушением слуха получали удовольствие от музыки. Если бы мы поставили это целью, то  наш проект стал невероятно эффективным. 43 ребенка из 45 на протяжении восьми месяцев окунулись в невероятный мир музыки, смогли почувствовать в полную силу, как рождается звук, как «своими руками» создавать музыку. Наши ученики оказались очень дисциплинированными, готовились к урокам. Музыкальный зал практически никогда не пустовал в школе. Мы точно можем сказать, что «Школа Радости» полностью оправдывает свое название.

Педагоги проекта провели более 200 уроков музыки, ка индивидуальных, так и групповых. Определили, что наиболее эффективными являются групповые занятия (до 4 чел.) с детьми два раза в неделю.

Ученики выступают на утренниках и концертах, мы получаем слова благодарности от родителей и педагогов школы. Самую вовлеченную ученицу помогли устроить в музыкальную школу без вступительных экзаменов, несмотря на инвалидность по слуху.

Социальный эффект проекта превзошел наши ожидания.

К списку участников